Кто придумал рельсы и поезда? Часть 2

Передвижение по странным дорогам под названием «рельсы», затеянное ещё в Древнем Египте, продолжилось и в советское время. Сперва советская власть не сулила ничего хорошего для этого вида транспорта… Революция: от «овечки» до «Невского экспресса»

Дальше мы поехали на тихой «овечке» — так называли в те времена тепловоз ОВ-841, выпускаемый Брянским паровозостроительным заводом на рубеже веков. В пути мы все время застревали — то в пробках, вызванных Первой мировой, то в революционных пробках, то в заторах гражданской войны. Поезда стояли долго и плотно, словно олицетворяя застой в империи.

Нескоро удалось наладить производство собственных локомотивов и вагонов. Но постепенно дело пошло — страна медленно оживала после войны. Казалось бы, Великая Октябрьская и насквозь социалистическая должна была напрочь уничтожить гнилую классовость в пассажирских вагонах. Однако власть предпочитала уничтожать удобства вдали от себя — на одной из станций мы с удивлением увидели вагон, где сквозь занавески виднелась прямо-таки неприличная царская роскошь. В одном из окон, на месте, где должна быть купейная нижняя полка, мы узрели шикарную ванну с зеркалами. Табличка вагона гласила, что «вагон-салон № 32 построен Ленинградским вагоностроительным заводом в 1932 году».

Долгие годы в СССР «классовость» заключалась только в разделении вагонов на плацкартные и купейные. Штабные и прочие вагоны повышенного комфорта были редки и распределялись сверху. В новой России вновь была предпринята попытка разбить места в вагонах по классам. Сделано это было в основном на пригородных экспрессах.

Места третьего класса мало чем отличаются от мест в обычной электричке. Вот только путешествия по среднероссийской (по размерам) области могут затягиваться на восемь и более часов. Конечно, во втором и первом классах хорошо — там кресла напоминают самолетные, а по телевизору крутят видеофильмы. Вот только практика показала, что наш экономный русский народ набивается в основном в третий класс, страдает положенные часы, во время которых ругает новую систему, пытаясь заснуть на жестком и узком седалище. Пусть старый поезд шел медленнее, зато в нем у всех были одинаково удобные кресла, пусть не «самолетные», но все же.

Марк Твен в своих «Простаках за границей», описывая Италию, восхищается ее великолепными железными дорогами и шикарными вокзалами, походя замечая, что такой уровень сервиса должен соответствовать общему уровню страны, как экономическому, так и культурному. Далее он очень подробно описывает итальянских нищих.

Проезжаем Самару. Ее чудовищный по размерам вокзал будит в мозгу воспоминания то ли о Нью-Йорке, то ли о Франкфурте-на-Майне. Пятнадцатиэтажная громадина торчит посреди в принципе невысокой, наполненной многочисленным частным сектором и старым жилфондом Самары, как Эверест в пустыне. Местные газеты и рекламные проспекты наперебой расхваливают местные власти, отгрохавшие такой вокзал, являющийся «комплексом, средоточием всех сервисов».

Покупаем билет в местной кассе, и кассирша, сидящая в этом сверхсовременном вокзале, реагирует на простые вопросы точно так же, как и обычно. И на вид она точно такая же: скажем мягко — не всегда приветливая. И где только руководство РЖД выбирает подобные экземпляры?

Едем дальше. В бывшей царской столице теперь все по-другому. Поезд, ходивший в 1851 году до Москвы, сейчас значительно ускорился. Если раньше это была знаменитая «Красная стрела», то теперь это «Невский экспресс», который ездит намного быстрее — 200 км/ч. До столицы долетает за 4,5 часа. Правда, в окна ничего не успеваешь разглядеть — Бологое там или Поповка, не поймешь. И здесь тоже классы. Тут они более оправданы — народ в столицах более продвинутый, чем в глубинке; первый и второй классы не пустуют. Обломок вилки в чай и «настоящий полковник»

Уровень сервиса в поездах дальнего следования по-прежнему колеблется, иногда не совсем адекватно цене билета. В фирменном вагоне вас ждут обходительные и вежливые проводники. В любое время дня и ночи они, совершенно не заспанные, принесут вам кофе или чай, ответят на любой вопрос, помогут в трудном положении. Немудрено — цена билетов немногим отличается от цены билетов на самолет.

А вот на южных направлениях, особенно в плацкартных вагонах, иногда еще можно встретить остатки «ненавязчивого» советского сервиса. В частности, проводница одного из таких поездов на полном серьезе предлагала обломок пластмассовой вилки для размешивания сахара в чае. Вместо вагона-ресторана по поезду ходила древняя бабулька и предлагала всем желающим вареные яйца по «десять рублей штука».

Да и народ у нас иногда не готов принять блага цивилизации. Однажды из штабного, оборудованного всем, чем душа пожелает, вагона фирменного поезда на промежуточной станции вывалился в изрядном подпитии мужчина в расстегнутой белой рубашке и стал азартно мыться из «соска» между путями, из которого хлестала ледяная вода. Никакой душ не заменит это действие!

…Мы выехали из Древнего Египта, а куда приедем, пока не ясно. Будут ли вежливость и комфорт покупаться исключительно за отдельную плату или все же нет, тоже пока не ясно.

…Германия, Франция, Люксембург и Швейцария планируют совместно выпустить локомотив, который будет способен развивать скорость до 320 км/ч. Далеко шагнула техника со времен стефенсоновских 6 км/ч! Этот поезд за три часа долетит от Франкфурта-на-Майне до Парижа.

Но мы с ними не поедем. На российских пространствах в случае спешки легче заказать билет на самолет. А поезд — он для того и нужен, чтобы хотелось петь: «Расея, моя Расея, от Волги и до Енисея!». Про Люксембург или Швейцарию так не споешь.


22:08 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Вкусные рецепты: Дорада с чёрной фасолью, Тушеная капуста с уткой, Кофе с молоком(1001 вариант)

Вкусные рецепты: Дорада с чёрной...

Дорада с чёрной фасольюРыбу почистить, вымыть. Имбирь натереть на тёрке, смешать с натёртыми дольками чеснока, половиной чайной ложки свежемолотого чёрного перца и солью. Натереть этой смесью рыбу. За...
Кто такие шишиги?

Кто такие шишиги?

В славянском и финно-угорском фольклоре шишигой называют то разновидность кикимор, то русалок, то считают самостоятельным персонажем. По разным версиям они являются обитателями лесов либо водятся в пр...
Таблетки для похудения

Таблетки для похудения

Девушки всегда хотят выглядеть красивее и стройнее. Но не всегда есть время для достижения заветной мечты. Что делать, если нет возможности посещать спортзал или питаться по часам и рекомендациям диет...
Все о утеплителе пеноизол и сфере его применения в строительстве

Все о утеплителе пеноизол и сфер...

Сегодня все более актуален вопрос теплоизоляции для защиты поверхностей стен, крыши и пола от потери тепла. Теплоизоляция представляет собой слой утепляющего материла который устанавливают на поверхно...
Какой триммер лучше, бензиновый или электрический?

Какой триммер лучше, бензиновый ...

Изумрудный и ухоженный газон на участке радует глаз дачника. Достичь такого идеально ровного травяного покрова помогают электрические и бензиновые косилки, или триммеры (от английского слова trim ...
Мода на весну 2009

Мода на весну 2009

МирСоветов предлагает вам подумать о будущем тепле уже сейчас и узнать, что же именно, по мнению мировых дизайнеров, должна будет носить будущей весной и летом каждая уважающая себя модница. Сразу же ...
Окружающий мирОбразованиеРемонт и СтроительствоПродукты питания, рецептыРабота и карьераИскусство и культураСемья, дом, детиМедицина и здоровьеМода и стильHi-TechИнтимная жизнь
Стоит прочесть:

О портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя полный перечень информативных и интересных статей. Каждый гость отыщет для себя что-нибудь полезное. Современный дизайн позволяет вам моментально находить нужную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь отыскать требуемую информацию стало совершенно легко.

Мы собрали для вас познавательные и отличные статьи. У нас портале вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Стандартная система поиска позволяет вам стремительно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Отныне, поиск подходящей информации будет занимать у вас считанные секунды.