Сельская малокомплектная школа: быть или не быть?

Приходилось ли вам, уважаемый читатель, хоть раз в жизни поколесить по нашей российской глубинке — по служебной надобности или так, ради культурного интереса? Тогда вы поймете меня. Первая мысль при взгляде на бескрайние просторы вокруг: как необъятна наша земля! И тут же вторая: как все-таки бездарно мы распоряжаемся ею!

Нет более унылой картины, чем заброшенные поля, заросшие пыльным, в человеческий рост, лопухом и чертополохом сельские дороги! В такие минуты захлестывает чувство досады и злости на себя, всех нас, равнодушных и безалаберных — от простых обывателей, которым лень скосить бурьян перед забором и навести порядок во дворе, до начальников всех мастей, не умеющих да и не желающих добросовестно выполнять свою работу.

Эти мысли одолевают меня каждый раз, когда я с инспекцией объезжаю школы района, особенно дальние. Настраивает на такие раздумья и сама долгая дорога, и безотрадные пейзажи за окном с заброшенными фермами и нелепыми, обшарпанными пятиэтажками — атрибутами ушедшей советской эпохи в каждом, самом захудалом селе. И школы в них под стать окружению — построенные в эпоху демографической стабильности, в два, а то и три этажа — высятся они теперь допотопными исполинами на фоне всеобщего запустения, такие же обшарпанные и неухоженные.

Вот в одну из таких школ и привезла нас роновская «Нива» недавним зимним утром.

Расположенная буквой «п», двухэтажная, на триста мест школа видна издалека. Она встречает нас веселым звонком, и трудно поверить, что вместе с ним выбегают в ее просторные коридоры, без привычного школьного шума и толчеи, всего семнадцать ребятишек.

Здесь нет компьютеров и мультимедийных проекторов, не стоят на окнах современные стеклопакеты, а дети не сидят за регулируемыми ученическими столами. И туалет здесь на улице.

Зато есть огромные кабинеты, которые нужно прогревать. Есть крыша, которую необходимо чинить, чтобы не протекала, и пропитывать, чтобы не сгорела. Есть аварийный спортивный зал, за который прокуратура штрафует немилосердно. А еще системы всевозможных сигнализаций — пожарных, тревожных, которые (кровь из носу!) нужно устанавливать, обслуживать, поддерживать. А детей-то всего семнадцать!

Поэтому проверка наша, хотя и плановая, для школы носит характер судьбоносный: решается вопрос о ее ликвидации — как неперспективной и затратной. На деловом языке это называется оптимизация сети общеобразовательных учреждений. В расшифровке читай: реорганизация или ликвидация.

За шесть последних «модернизационных» лет таким образом в нашем районе ликвидировано уже шесть школ.

Оно вроде и оправдано: малокомплектная сельская школа оказалась на поверку неконкурентоспособной — ни материальной базы тебе, ни кадров. Современная система оснащения школ ориентирована на крупные, базовые. Опять же кадры: ну кто из молодых специалистов поедет в какую-то Пелеховань! Вот и трудится в этой самой Пелеховани незаменимая Мариванна — и швец, и жнец, и на дуде игрец! О каком профессионализме может идти речь в этих условиях?!

Потому о судьбе наших семнадцати ребятишек вроде бы нечего и волноваться: в современной базовой школе они получат, несомненно, более качественные образовательные услуги.

…Проверка тем временем идет своим чередом. Учителя заметно волнуются. Все понимают: в их карьере этот учебный год, возможно, окажется последним.

Одни ребятишки не осознают серьезности момента. Спрашиваю вихрастого, в мелких веснушках шестиклассника Мишку Вишнякова (он из многодетной семьи, и здесь учатся еще четверо его братьев и сестер):

— Хочешь каждый день ездить на большом автобусе в новую школу?

Он делает хитрые глаза и вместо ответа спрашивает сам:

— А нашу куда?

— Никуда. Так и будет стоять. Зато там чего только нет: новые парты, в каждом классе компьютер, можно на уроках разные опыты делать, участвовать в конкурсах. Друзей у тебя прибавится.

Мальчишка медлит с ответом, наконец, совсем смущается и пожимает плечами…

Я понимаю его растерянность: новые люди, новая обстановка. Его устоявшийся мир вполне его устраивает. Ему пока не с чем его сравнивать.

Я люблю приезжать в маленькие школы. В них есть то, что незаметно уходит из крупных сельских школ и давно и безвозвратно утеряно в городских: это атмосфера общего дома, взаимного доверия. Здесь совсем другой мир, где время замедляет свой ход, и все совершается неторопливо и степенно. В таких школах обычно нет проблем с учебной дисциплиной, да и в комиссии по делам несовершеннолетних они редкие гости.

Здесь на зависть всем родится картошка с капустой и варятся самые вкусные обеды. И кормят здесь всех, независимо от того, сдал деньги или нет. Потому что знают, что для многих ребятишек эти обеды становятся единственной возможностью хотя бы раз в день нормально поесть.

Непререкаем здесь и авторитет учителя. Ведь добрая половина села — его ученики. Он и нерадивого отца-пьянчугу как своего бывшего ученика отчитает, и с сыном его, к учебе не способным, не один час после уроков пронянчится.

Здесь они все у него как на ладони. Только вот где гарантия, что в новой школе они сумеют найти свое место, не затеряются, не замкнутся? И как быть с младшим Вишняковым, который в третьем классе еле-еле буквы научился писать? Да был бы он один такой! Что станется с ними, привыкшими к постоянному вниманию, в новом, чужом окружении?

Казалось бы, что за беда? Ну не дается учение — и бог с ним! Если ребенок не побеждает в олимпиадах, не спортсмен и не артист — что, в нем других талантов нет? Да на нем все домашнее хозяйство, и в школе он мастер на все руки! Но разглядят ли эти его «таланты» в новом коллективе?

Вот она — оборотная сторона оптимизации.

Так как же правильней-то, лучше для детей сделать: закрыть или оставить?

В условиях современного финансирования образования в нашей стране ответ однозначный — закрывать. Зачем плодить нищету? Несмотря на громкие проекты, вливания в российское образование мизерные. Чтобы понять это, не мешало бы нашим партийным боссам проехаться разок по сельским школам — не тем, что напоказ, а рядовым — с допотопными компьютерами, разномастной мебелью, туалетами во дворе…

Как несбыточный сон, с болью и обидой за нашу большую и непутевую страну смотрела недавно по телевидению сюжет о системе образования в Финляндии — абсолютно бесплатной, начиная с учебников и заканчивая двухразовым горячим питанием. Показывали как раз маленькие сельские школы. Вот бы в нашу глубинку такие кабинеты и такое оборудование! Тогда сам собой отпал бы вопрос: быть или не быть сельской малокомплектной школе…


14:51 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Альбина Глава2 Подарок на День Рожденья

Альбина Глава2 Подарок на День Р...

- Аличка, с Днем Рожденья, - шептом сказал Юра. Аля. . . , - но девочка ничего не ответила. Она накрыла себя одеялам и тихо плакала. Ну зачем я это сделала? Пошла бы лучше с подружкой в кафе на морожн...
Нанесение декоративной штукатурки

Нанесение декоративной штукатурк...

Отделочное покрытие - декоративная штукатурка является уникальным материалом для отделочных работ. Такая штукатурка проста в нанесении и служит долго, т. к. устойчива к внешним воздействиям, после нан...
Хотите стать айболитом для кота? Сочувствую.

Хотите стать айболитом для кота?...

Есть у меня один знакомый кот, персидской наружности, но с финским темпераментом. Первые два года своего существования он только рот открывал. Видимо, учился русскому языку. Правда, со временем, стал ...
Почему Сан-Франциско – «не совсем» Америка?

Почему Сан-Франциско – «не совсе...

Еще Ильф и Петров в «Одноэтажной Америке» утверждали: «Сан-Франциско — самый красивый город Америки». И продолжали: «По-видимому, потому что он совсем не ...
Создание фирменного стиля и логотипа. Важность идентификации визуальных коммуникаций.

Создание фирменного стиля и лого...

Создание фирменного стиля и логотипа. Важность идентификации визуальных коммуникаций. Создание фирменного стиля и логотипа является наиважнейшими в идентификации компании на рынке. Данное поня...
Как избежать скуки в семейной жизни?

Как избежать скуки в семейной жи...

С течением времени любую семейную пару подстерегает усталость и скука. Чем больше стаж семейной жизни, тем вероятнее вас настигнет разочарование. Читает Дмитрий Креминский Скачать в mp3 (3.5 Mb / 03:4...
Окружающий мирОбразованиеРемонт и СтроительствоПродукты питания, рецептыРабота и карьераИскусство и культураСемья, дом, детиМедицина и здоровьеМода и стильHi-TechИнтимная жизнь
Сейчас читают:

Развивая портал:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя полный перечень информативных и интересных статей. Каждый гость отыщет для себя что-нибудь полезное. Современный дизайн позволяет вам моментально находить нужную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь отыскать требуемую информацию стало совершенно легко.

Мы собрали для вас познавательные и отличные статьи. У нас портале вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Стандартная система поиска позволяет вам стремительно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Отныне, поиск подходящей информации будет занимать у вас считанные секунды.